Сотрудничество ЕС и Казахстана: прочное и устойчивое партнёрство
2025-06-16 15:00
Astana Open Dialogue представляет статью «Сотрудничество ЕС и Казахстана: прочное и устойчивое партнёрство» от представителя Европейской службы внешних связей EEAS.
Автор публикации Люк Девинь – директор по России, Восточному партнёрству, Центральной Азии и ОБСЕ, а также заместитель управляющего директора по Европе и Центральной Азии Европейской службы внешних действий (EEAS).
Сотрудничество ЕС и Казахстана: прочное и устойчивое партнёрство
С момента обретения независимости Казахстаном в 1991 году отношения между ЕС и Казахстаном постоянно развиваются, формируя прочное партнёрство, основанное на взаимном уважении и доверии.
На двустороннем уровне важной вехой стало подписание в 2015 году (вступившее в силу в 2020 году) Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве(EPCA) между ЕС, его государствами-членами и Казахстаном [1]— первого подобного соглашения с страной Центральной Азии, что вывело двусторонние отношения на новый уровень. EPCA укрепило сотрудничество в ключевых сферах политики, таких как торговля и инвестиции, правосудие и внутренние дела, энергетика, транспорт, охрана окружающей среды и изменение климата, трудоустройство и социальные вопросы, культура, образование и научные исследования.
На региональном уровне импульс был усилен Стратегией ЕС по Центральной Азии [2] 2019 года и Совместной дорожной картой по углублению связей между ЕС и Центральной Азией [3] 2023 года, принятой министрами иностранных дел ЕС и Центральной Азии. Это было дополнительно закреплено 4 апреля 2025 года на первом cаммитеЕС–Центральная Азия в Самарканде, где лидеры ЕС и пяти государств Центральной Азии приняли решение об установлении Стратегического партнёрства между двумя регионами, ознаменовав качественно новый этап в их отношениях [4]
Энергетика является основополагающим столпом партнёрства ЕС и Казахстана. Казахстан является крупным поставщиком энергии в ЕС, способствуя диверсификации источников поставок на рынки ЕС. В свою очередь, крупные энергетические компании, базирующиеся в ЕС, осуществили значительные инвестиции в нефтегазовую промышленность Казахстана. Кроме того, Казахстан обладает очень крупными запасами урана и является крупнейшим поставщиком урана для атомной энергетики ЕС, покрывая 21% потребности ЕС в уране. Официальное оформление энергетических отношений ЕС и Казахстана началось с подписания Меморандума о взаимопонимании по энергетическому сотрудничеству в 2006 году. EPCA дополнительно признало необходимость расширенного, устойчивого и эффективного сотрудничества в энергетической сфере, направленного на обеспечение энергетической безопасности на основе принципов взаимного интереса, взаимности, прозрачности и предсказуемости. В соответствии с EPCA регулярно проводятся двусторонние диалоги по вопросам окружающей среды и изменения климата в рамках Подкомитета по энергетике, транспорту, окружающей среде и изменению климата, что позволяет вести конструктивный обмен мнениями и реализовывать конкретное сотрудничество в этих областях. Особое значение для энергетического сотрудничества ЕС и Казахстана имеют критически важные сырьевые материалы, необходимые для «зелёного» и цифрового перехода экономик обеих сторон. Именно поэтому 7 ноября 2022 года председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов подписали Меморандум о взаимопонимании и стратегическом партнерстве в области устойчивого сырья, батарей и цепочек создания стоимости "зеленого" водорода [5], что обеспечит развитие надёжного и устойчивого снабжения сырьём и переработанными материалами, а также направленное на сближение двустороннего сотрудничества.В результате Европейская комиссия 4 июня выбрала проект по добыче графита «Сарытоган» в центральной части Казахстана в качестве стратегического проекта, что создаст возможности для обеих сторон [6]
Поскольку Казахстан движется к более экологичной и устойчивой экономической модели, сотрудничество в области «зелёного» перехода приобрело особую значимость, учитывая также уязвимость страны и всего региона к воздействию изменения климата. Всемирный банк прогнозирует, что температура в Казахстане будет расти быстрее, чем в среднем по миру, что приведёт к серьёзным последствиям для водной безопасности и связанных с ней вопросам. Особенно важно отметить, что на Конференции ООН по изменению климата (COP26) в Глазго в ноябре 2021 года Казахстан объявил о своей цели сократить выбросы парниковых газов на 15% к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Изменение климата требует глобального скоординированного ответа, и ЕС высоко оценивает активную роль Казахстана в этом вопросе, а также усилия по укреплению регионального сотрудничества, например, в рамках Международного фонда спасения Арала (IFAS), который поддерживается ЕС. Кроме того, Инициатива Team Europe Initiative (TEI) по воде, энергетике и климату [7]на сумму 700 млн евро, являющаяся одной из ключевых программ ЕС в Центральной Азии в рамках стратегии Global Gateway, наглядно демонстрирует поддержку региона со стороны ЕС с целью повышения устойчивости к климатическим изменениям, расширения сотрудничества и обеспечения справедливого энергетического перехода в регионе. С объявлением инвестиций в размере более 6 млрд евро в сектор водоснабжения и энергетики на саммите ЕС–Центральная Азия, ЕС подтвердил свою роль ведущего сторонника «зелёного» перехода в Центральной Азии.
Хотя ранее энергетика была основой сотрудничества, отношения между ЕС и Казахстаном за десятилетия развились в всеобъемлющее зрелое и равноправное партнёрство. Регулярные политические диалоги на высоком уровне, включая ежегодные заседания Совета сотрудничества на министерском уровне, проводятся для оценки прогресса в реализации обязательств, предусмотренных двусторонними и многосторонними соглашениями. ЕС также поддерживает процесс реформ и модернизации в Казахстане. ЕС играет важную роль в укреплении верховенства закона, демократического управления и вовлечённости гражданского общества — основополагающих элементов функционирующей демократии и необходимых условий для благоприятного делового климата, способствующего привлечению иностранных инвестиций.
С экономической точки зрения, Казахстан формирует устойчивую институциональную и политическую базу для диверсификации своей экономики и повышения её устойчивости. Страна выразила заинтересованность в более тесном сотрудничестве с ЕС, который является первым торговым партнёром и крупнейшим иностранным инвестором Казахстана. Однако необходимо ещё больше диверсифицировать наши экономические отношения. В этом контексте Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут (TCTC) представляет собой проект взаимного интереса, приносящий выгоды обеим сторонам за счёт облегчения торговли и инвестиций между Центральной Азией и ЕС. Он предоставит альтернативу традиционным транспортным маршрутам, проходящим через Россию, что становится особенно актуальным в свете текущей геополитической ситуации, а также обеспечит взаимный доступ к рынкам и долгосрочное сотрудничество. В частности, как крупнейшее в мире государство, не имеющее выхода к морю, Казахстан стремится стать важным региональным транспортным узлом и диверсифицировать транспортные маршруты, особенно связывающие Европу и Азию. Кроме того, поскольку 85% транзитных контейнеров по трём евразийским транспортным коридорам проходят через Казахстан, а объём транзитных перевозок, по прогнозам, будет расти в ближайшие десятилетия, TCTC стал приоритетным проектом сотрудничества. В этой связи ЕС активно поддерживает устойчивое транспортное сообщение в Центральной Азии с целью содействия региональному подходу к транспортному сообщению и экономическому развитию региона. Несмотря на то, что торговля по коридору увеличилась более чем на 60% за прошлый год, необходимо продолжить работу по устранению нормативных и инфраструктурных препятствий, чтобы сделать TCTC более надёжным и конкурентоспособным. Добиться этого можно только с помощью регионального скоординированного подхода. ЕС накопил десятилетия опыта в повышении эффективности пересечения границ.
ЕС также наращивает сотрудничество с Казахстаном в области цифровой связи. Казахстан играет ведущую роль в Центральной Азии в этой сфере и является ключевым партнёром ЕС в рамках Инициативы ЕС по цифровой связи Team Europe Initiative on Digital Connectivity.
В области прав человека и участия в многосторонних форумах членство Казахстана в Совете ООН по правам человека (2022–2024) имело большое значение, позволив стране активно участвовать в глобальном дискурсе по правам человека. Казахстан сыграл важную и конструктивную роль, знаменующуюся отличным сотрудничеством с ЕС. Казахстан инициировал и возглавил принятие резолюции по проблеме домашнего насилия, которая была принята в октябре 2024 года, а также принял важное национальное законодательство по вопросам насилия на гендерной почве. Страна также совместно с Кыргызстаном выступила соавтором резолюции ЕС о правах ребенка и инклюзивной социальной защите. Казахстан также способствовал сохранению тонкого баланса между резолюциями по свободе вероисповедания – инициируемыми ЕС – и борьбе с религиозной нетерпимостью. В контексте многовекторной внешней политики Казахстана, направленной на балансирование отношений с основными региональными и мировыми державами, интенсификация сотрудничества с ЕС приобретает особое значение. Роль гражданского общества и медиа в Казахстане имеет значение для дальнейшего укрепления демократического пути страны. ЕС готов поддержать Казахстан в его постоянных усилиях по дальнейшему улучшению реализации обязательств, принятых им при вступлении в ООН, ОБСЕ и подписании ряда конвенций Совета Европы или выражении намерения присоединиться к ним.
С региональной точки зрения Казахстан играет активную и ключевую роль в вопросах сотрудничества и стабильности в Центральной Азии. Таким образом, региональные лидеры часто встречаются и обсуждают темы, представляющие общий интерес, что приветствуется ЕС как региональным игроком. В частности, президент Токаев недавно предложил создать Центрально-азиатский медиафорум и учредить Центрально-азиатский медиаканал, чтобы укрепить взаимопонимание, содействовать региональному сотрудничеству и устранить культурные барьеры. Ведущая региональная позитивная роль Казахстана была недавно признана государствами-членами ООН, которые единогласно согласились создать Региональный центр ООН по Целям устойчивого развития (ЦУР) для стран Центральной Азии и Афганистана в Алматы.
Приверженность Казахстана стабильному международному порядку подтверждается его частыми ссылками на Устав ООН и международные принципы, такие как территориальный суверенитет, особенно в контексте войны России против Украины. ЕС и Казахстан совместно продвигают общее видение справедливого и прочного мира в Украине в соответствии с принципами Устава ООН. В этой связи сотрудничество по предотвращению обхода санкций стало важным аспектом отношений, и ЕС высоко оценивает продолжающееся взаимодействие и активность Казахстана.
Хотя ЕС и Казахстан разделяют важные интересы в различных сферах, они также продвигают принцип «Единство в многообразии». В ЕС этот девиз символизирует то, как европейцы объединились для достижения мира и процветания и обогащаются благодаря множеству культур, традиций и языков континента. В Казахстане, который также является родиной различных этнических групп, президент Токаев выступает за взаимное уважение и мирное сосуществование между народами страны. Проекты образовательных обменов, таких как Erasmus+ [8], а также научные исследования и расширяющиеся деловые контакты будут способствовать развитию межличностных связей, ещё больше сближая ЕС, Казахстан и весь регион Центральной Азии.
В заключение, за последние три десятилетия ЕС и Казахстан сблизились, выстроив прочное и зрелое партнёрство по выбору, основанное на взаимном доверии, уважении и солидарности. Как отметил председатель Европейского совета Антониу Кошта на недавнем саммите ЕС–Центральная Азия: «Партнёрство между ЕС и Центральной Азией — это путь, а не пункт назначения. И впереди нас ждёт ещё множество глав этой давней дружбы».
Люк Девинь с июня 2016 года занимает пост директора по России, Восточному партнёрству, Центральной Азии и ОБСЕ, а также заместителя управляющего директора по Европе и Центральной Азии в Европейской службе внешнеполитической деятельности (ЕСВД). С 1996 года он работал в Генеральном директорате по торговле Европейской комиссии, занимая различные должности в сферах торговой защиты, аэрокосмической промышленности, интеллектуальной собственности, государственных закупок, а также по вопросам доступа на рынок, энергетики, сырья и региональной политики в отношении Европы, Турции, России и Центральной Азии. До этого он был банкиром в области корпоративных финансов и слияний и поглощений, участвовал в международных переговорах в США, Бразилии, Китае и Японии. Имеет степень магистра права (LL.M.), диплом финансового аналитика и специализацию в области экономического права.