«Влияние на поддержку интеграции в Центральной Азии оказывают Китай - через инфраструктурные проекты (инициатива «Пояс и путь»); Россия - через ЕАЭС и ОДКБ; ЕС - через программы устойчивого развития и регионального сотрудничества; Турция - через культурную и политическую платформу тюркских государств. Все они преследуют стратегические интересы и усиливают свои позиции в регионе».
«На снижение интеграции в Центральной Азии влияют Китай и Россия, которые конкурируют за влияние, ослабляя региональное единство. Внутренние различия между странами репозиции — политические режимы, уровень экономического развития, водные и пограничные споры — также тормозят интеграцию. Внешние акторы усиливают разобщенность, опираясь на разные интересы и стратегическое давление».
«Первое - усилить транспортно-логистическую связанность с соседними странами, развивая совместные инфраструктурные проекты. Второе - продвигать экономическую кооперацию через создание общих рынков и снятие барьеров для торговли внутри региона».
«Казахстану стоит выступать инициатором совместных проектов на равных условиях, чтобы избежать подозрений в доминировании. Особенно эффективными могут быть реальные инфраструктурные и гуманитарные инициативы, так как они быстрее создают доверие и практическую основу для объединения региона, чем только политические заявления».
«Получив после распада отработанные схемы экономической интеграции, страны ЦА разбежались по сторонам, пытаясь оградиться от советского прошлого. Сейчас, когда эйфория свободы прошла, лидеры стран и народ понимают важность интеграции. Связь будет сильна всегда с учетом общности языка, культуры, территории. Государствам лишь нужно это упорядочить и получить выгоду win-win».
·«Усилить взаимодействие по ЦА направлению, но не внутри общих организаций (например, ОТГ и прочих), а целенаправленно с фокусом только на страны ЦА. Усилить дипкорпус в странах ЦА и активизировать работу по дипканалам»
·«Создать большой энергопрофицит в своей части Объединенной энергосистемы Центральной Азии. Максимально расширить на своей территории пропускную способность международных транспортных маршрутов, связывающих ЦА с третьими странами».
«Казахстан принимает достаточно много шагов, может разве только что усилить неформальные контакты глав государств».
«Авторитарным режимам нужно очень постараться, чтобы создать более или менее работоспособные институты. В принципе, АСЕАН создан авторитарными государствами как ответ на политику Китая. У ЦА больше общего, чем у стран АСЕАН».
«Усилить представленность казахстанских банков в регионе, в т. ч. БРК и платёжной системы «Сункар».
«Развитие туристического кластера через призму исторической роли стран ЦА и развитие общего исторического наследия».
«Каждая страна ЦА, исходя из своих нацинтересов, должна принять факт разделения труда в ЦА и применять его на деле как страны ЕС».
«Упрощение порядка пересечения границы для машин с грузами из Кыргызстана и Узбекистана, инициирование создания Делового совета с участием представителей профильных госорганов и предпринимателей стран Центральной Азии и взаимное увеличение объема инвестиций в экономику друг друга».
«Альянсы по интересам без общего института уже реализуются частично (например, Туркменистан вне большинства форматов), но с 2020-х тренд всё же на сближение, особенно Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Все остальное маловероятно».